Каждому сироте – квартиру

.html

В настоящее время в России насчитывается около 800 тысяч детей-сирот. Более 150 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в детских, домах малютки и интернатах, а их действует по стране более двух тысяч.

Большинство воспитанников по достижении совершеннолетия имеют право на получение отдельного жилого помещения. Право имеют. А вот жильё – далеко не всегда. Решит ли проблему новый закон, вносящий поправки в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в Жилищный кодекс РФ? Возможно, но не сразу и не повсеместно, так как далеко не в каждом регионе власти сумеют изыскать возможности для создания специализированных жилфондов и тем самым обеспечить сирот жильём.

На сегодня в Республике Коми более 5800 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 1458 человек, в том числе 565 юношей и девушек в возрасте от 18 до 23 лет, не имеют закреплённого жилья. Примечательно, что многие из них состоят на учёте на получение жилого помещения более десяти лет.

Очередь нуждающихся движется, но крайне медленно. За прошлый год список очередников сократился с 790 до 722 человек. При этом число судебных решений, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить сирот жильём, растёт. На сегодня в производстве у судебных приставов Республики Коми таких актов больше 240.

В Усинском Детском доме сегодня воспитываются 50 ребят. «Круглых» сирот среди них мало, большинство – дети, оставшиеся по тем или иным причинам без попечения родителей. Часть ребят имеют закреплённое за ними по закону жильё, другие – нет. И рано или поздно перед ними также встанет «квартирный вопрос».

Как рассказала руководитель отдела по учёту, распределению жилья и переселению администрации МО ГО «Усинск» Татьяна Глущенко, в муниципальном образовании на конец 2012 года на учёте состояли 16 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение отдельного жилья. В 2011-2012 годах за счёт средств федерального и республиканского бюджетов для таких детей были приобретены две квартиры, две реконструированы, ещё одна предоставлена из муниципального жилфонда. В 2013 году Усинск на эти же цели получит более четырёх миллионов рублей. Учитывая, что сегодня в нашем городе на вторичном рынке недвижимости стоимость «однушки» колеблется в районе 1600-1800 тысяч рублей, приобрести на них удастся в лучшем случае 2-3 квартиры. Правда, остаётся надежда, что в течение года на обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из республики поступят дополнительные средства, что позволит решить проблему ещё нескольких очередников.

В ноябре прошлого года Госсоветом Республики Коми во исполнение федерального законодательства был принят закон РК о наделении органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильём.

Муниципалитеты занимались этим и раньше, приобретая данной категории граждан жильё на средства из бюджетов разных уровней.

Однако вступивший в силу первого января 2013 года ФЗ-15 от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предполагает в решении данного вопроса новую систему.

Этим документом вводится понятие специализированного жилищного фонда, из которого и должно выделяться жильё (квартиры, дома или части в них) сиротам. Правда, механизмы реализации этого закона проработаны ещё недостаточно.

В чём нетрудно убедиться, если принять тот факт, что спецжилфонд для начала нужно сформировать, а для этого необходимы подходящие помещения. Если же учесть, что на уровне Республики Коми принято решение о том, что жильё для сирот следует не скупать на вторичном рынке, а строить новое, то, соответственно, его нужно построить. Всё это – деньги, причём колоссальные.

В итоге в нашем регионе порядок обеспечения детей-сирот жильём пока не поменяется, новый вид жилфонда появится лишь в силу того, что сменят статус жилые помещения, которые в рамках своих полномочий выделяют сиротам органы исполнительной власти местного и регионального уровней.

Тем не менее, закон принят, и суть его в том, что отныне ни один российский сирота не должен остаться без собственной квартиры или дома. Кроме того, дети без родителей и семьи с приёмными малышами согласно Указу Президента РФ о мерах по реализации госполитики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получат в 2013 году дополнительную помощь и поддержку со стороны государства.

Как прокомментировала закон заместитель председателя комитета Госсовета Республики Коми по социальной политике Людмила Афанасьева, согласно документу квартиры (частный жилой дом или его часть) из специализированного жилого фонда будут предоставляться детям-сиротам, которым исполнилось 18 лет, а иногда и раньше, по срочному договору на пять лет.

Прежде воспитанники детских домов получали жильё по договору социального найма или приобретали его на социальные выплаты, при этом часто становились жертвами мошенников.

Теперь же собственником «квадратных метров» все эти пять лет будет государство. По истечении срока действия договора, если у выпускника детского дома есть трудности в социальной реабилитации, трудоустройстве или проблемы с правопорядком, договор может быть пролонгирован ещё на пять лет, а затем сироты смогут стать собственниками предоставленного им жилья.

Ещё одно из новшеств заключается в том, что теперь возрастной ценз «23 года» снимается. Раньше по достижении этого своеобразного «жилищного совершеннолетия» сирота, не получивший квартиру, больше не мог претендовать на жильё, теперь благодаря новому закону это право за ним сохраняется бессрочно – то есть до тех пор, пока государство не решит «квартирный вопрос» ребёнка-сироты или оставшегося без попечения родителей.

Новым законом также устанавливаются требования к предоставляемому жилью и регламентируются основания, по которым вселение детей-сирот в занимаемые ими прежде квартиры невозможно. Теперь, например, бывшего воспитанника детского дома нельзя поселить в старую квартиру, где живут его биологические мать или отец, некогда лишённые родительских прав на него, или страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний.

Если сирота временно не нуждается в жилье – учится в среднем специальном или высшем учебном заведении и живёт в общежитии, проходит военную службу по призыву или находится в исправительном учреждении, то по его письменному заявлению жилое помещение может быть предоставлено позже – после армии, учёбы или после отбывания наказания в ИУ.

К слову, в некоторых регионах России власти субъектов к исполнению закона подошли основательно – ещё до его вступления в силу создали специализированные жилищные фонды для обеспечения квартирами детей-сирот. Отличились здесь Липецкая, Псковская, Пермская, Амурская области и ряд других регионов.

В 2013 году большое внимание будет уделено вопросам усыновления и помощи семьям с приёмными детьми. С этой целью планируется увеличение региональных выплат семьям, взявшим ребёнка на патронатное воспитание, а зарплата воспитателей и нянечек, ухаживающих за инвалидами в детских домах, существенно увеличится.

Появится в этом году и первая в истории России федеральная программа по борьбе с сиротством без привлечения иностранных усыновителей, рассчитанная на период с 2013-го по 2020 год.

Безусловно, все эти нововведения проблему сиротства как социального явления, которое стало не самой лучшей приметой последних лет, в корне не решат. Однако хорошо уже то, что для помощи детям, волей судьбы поставленным в труднейшую жизненную ситуацию, ищут новые подходы. И очень хочется, чтобы новые проекты увенчались успехом.