«Табель успеваемости»… для коммунальщиков

.html

Как уже сообщалось, до 2016 года все предприятия жилищно-коммунального сектора должны войти в общую государственную информационную систему – «ГИС ЖКХ». Она станет глобальным онлайн-сервисом, цель которого – сделать отрасль прозрачнее, объединив управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные, региональные и местные органы власти, а также жильцов.

Cегодня работа над полезным сервисом ведётся в 69-и регионах, заключивших соглашения об опытной эксплуатации «ГИС ЖКХ» с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и Минстроем РФ.

В числе этих субъектов и Республика Коми, подписавшая документ и дорожную карту по организации работ для внедрения системы.

В Усинске, как и в других муниципалитетах республики, процесс включения в ГИС идёт – органы местного самоуправления, ресурсоснабжающие и обслуживающие организации, поставщики услуг – все, кто так или иначе связан со сферой ЖКХ, проходят процедуру регистрации и вносят в систему всю необходимую информацию. Формирование базы планируют завершить до пятого декабря. В стране ГИС должна заработать первого июля 2016 года.

Пока сервис действует в тестовом режиме и потому без сбоев не обходится, так что даже те организации, которые присоединились к проекту, обнаружить в системе в нужном разделе удаётся не всегда.

Несмотря на это, уже сейчас интерфейс портала «ГИС ЖКХ» понятен даже пользователям без специальной подготовки.

Система адаптирована к работе с гражданами, поставщиками услуг, органами власти, привязана к месту нахождения пользователя системы, имеет две части – открытую (общедоступную) и закрытую, предполагающую регистрацию для получения информации «не для всех».

После того как ГИС заработает в штатном режиме, собственникам можно будет уже не заглядывать в почтовые ящики, чтобы забрать квитанцию по ЖКУ – счета пришлют на e-mail, указанный в личном кабинете при регистрации в «ГИС ЖКХ». Там же на портале можно будет и внести оплату.

Подключение к ГИС обязательно для органов власти и организаций жилищно-коммунального хозяйства, а вот для граждан использование ГИС – дело добровольное! Если вы не захотите переводить общение с ресурсниками и управляющими компаниями в цифровой формат или у вас для этого нет ни технических возможностей, ни необходимых навыков, вы по-прежнему будете получать бумажные квитанции и оплачивать их в кассе либо через терминалы.

Но тем, кто уже оценил удобства Интернета, новшество наверняка придётся по душе. Да и практика показывает, что именно такой формат «общения» с расчётными центрами, энергосбытовой компанией, «Ростелекомом», налоговой, миграционной службой и другими ведомствами становится для населения всё более предпочтительным, так как экономит время.

Сегодня специалистами Минкомсвязи РФ ведётся большая разъяснительная работа по внедрению сервиса. В регионах проводятся семинары и лекции, встречи с представителями органов власти и коммунальных предприятий, где рассказывается о преимуществах ГИС. В частности, среди плюсов называется то, что в информационной системе будут храниться данные по каждой квартире – от метража и числа зарегистрированных до количества потреблённых воды, тепла и электроэнергии, что позволит контролировать и обслуживающие организации, и поставщиков услуг (ресурсов). «ГИС ЖКХ» имеет несколько подсистем. Одна из них в режиме реального времени будет проводить автоматическую проверку корректности начислений, сравнивая их с установленными тарифами, информация о которых станет поступать в ГИС через систему межведомственного электронного взаимодействия от Федеральной службы по тарифам. Другая позволит проводить онлайн-собрания собственников жилья, принимать участие в голосованиях по дому.

Со временем, когда полностью сформируется база данных, ГИС будет формой общественного контроля, которая поможет сделать сферу ЖКХ более открытой, улучшить её функционирование, а людям даст возможность получать актуальную и достоверную информацию, контролировать качество услуг и реально управлять своим домом.

Как известно, помимо проблем с прозрачностью, практически каждая управляющая компания грешит несвоевременностью раскрытия информации. Не все организации оперативно обновляют сайты, размещают сведения по тарифам и услугам. Внедрение ГИС заставит их быть более расторопными.

По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаила Евраева, в жилищное законодательство внесено изменение: не разместили УК, ТСЖ или поставщики коммунальных услуг вовремя информацию (квитанции по ЖКУ или квартплате) на сайте – гражданин получает право не платить до её появления без уплаты пеней и штрафов. То есть, вводится мотивация информировать жильцов своевременно и в полном объёме. Правило вступает в силу с 1 января 2017 года или ранее, если в субъекте РФ (как в Республике Коми) вступило в силу пилотное соглашение об опытной эксплуатации «ГИС ЖКХ».

Государственная информационная система станет ресурсом, где будет аккумулироваться вся информация, касающаяся сферы жилищно-коммунального хозяйства. Уже сейчас каждый гражданин в открытой части ГИС может ознакомиться с любыми федеральными и региональными нормативными правовыми актами в любой сфере, а не только по ЖКХ. После регистрации ему станет доступна и закрытая часть портала, функционал которой позволит без обращения в УК или расчётно-информационные центры вносить показания индивидуальных приборов учёта, контролировать проведение работ в доме, в том числе и капремонта, видеть ситуацию с расходами и доходами по своей управляющей организации, оставлять отзывы и ставить оценку её работе.

В системе также предусмотрена возможность подачи жалоб и обращений в электронной форме с сохранением истории переписки. Скажем, недовольны жильцы подъезда, как у них ведётся уборка, а управляющая компания, невзирая на нарекания, включает услугу в счёт. Жилец в такой ситуации сможет пожаловаться через сайт в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) и добиться перерасчёта.

Решится вопрос и с оперативным оповещением собственников помещений о наиболее важных событиях. С этой целью ТСЖ, управляющие компании или ресурсоснабжающие организации будут делать рассылку соответствующих сообщений, например, об отключении горячей воды и ремонтных работах в доме.

В свою очередь ресурсники смогут видеть сводную информацию о собираемости платежей управляющими организациями и ТСЖ, что сделает и между ними расчёты более прозрачными.

Как отмечают разработчики, такой формат общения позволит в «ГИС ЖКХ» вести объективные рейтинги управляющих организаций, и это будут «табеля успеваемости», сформированные не органами власти, а людьми, получающими услуги. Собственники будут оценивать работу УК звёздами – как в гостиничном бизнесе или подобно голосованию в соцсетях. Такой канал «обратной связи» повысит конкуренцию среди УК, которая, как известно, стимулирует рынок.